(аттэншен - достать ножи выходят лишь 2 января, 1917 15 января, маленькие женщины 30 января, поэтому список может позже пополнится. ещё про анкат жемс не забываем)
Как вы могли ощутить, год подошёл к концу (и настало время, когда позволено писать пафосно и интеллектуально). Он выдался невероятно насыщенным во многих смыслах - год рисков, сюрпризов, прорывов, год хорошего кино в конце концов. Да, возможно если воспринимать только "блокбастерную" его часть, то конечно результат может показаться менее позитивным, но в целом то это был пожалуй один из лучших годов для кино за это десятилетие. Все те вещи, которые я выше причислил к насыщенности, каждая из них касалась и кино в этом году - и я не вижу смысла скрывать хоть одну из них. Поэтому на этот раз, рассказывая о лучших фильмах этого года, не буду ограничиваться десяткой, поэтому я расскажу обо всём, что меня действительно впечатлило (в формате СПИСКА, не топа), вызвало эмоции, возможно даже как-то повлияло на меня. Поэтому, я расскажу о...
"Мы"
Зрительская реакция на второй фильм Джордана Пила была в разы менее однозначная, чем на его дебют. Моя же каким-то магическим образом осталась ровно такой же. Да, возможно "Прочь" был более глубже или логичнее, но "Ас" работают по совершенно другим причинам. Да, это дырявое кино, но в этом отчасти кроется его шарм - шарм далеко не идеального, слегка потрёпанного хоррор-фильма, одновременно явно старающегося рассказать историю, которая будет удивлять, пугать и смешить. Я уважаю "Их", потому что Пил не пытался повторить свой прошлый успех, не пытается вновь показаться "умным" - он создал нечто иное. И это "иное" сработало для меня. Я смеялся, когда надо было, мне было неприятно и жутко, когда надо было и никакие глупости не вырывали меня из погружения в эту историю. Я считаю, что фильм делает всё правильно, когда во время просмотра появляется ощущение, что режиссёр с командой веселились во время съёмок.
Прямо как Ари Астер.
"Солнцестояние"
Тут ситуация изначально была противоположная. Я смотрел этот фильм, отчасти настраиваясь на то, что произойдёт шаг назад от "Реинкарнации", и не в самом хорошем смысле (жалею, кстати, что не включил фильм в список лучших за прошлый год) - однако я получил чуть ли не самое страшное кино года, просмотр которого не сравним абсолютно не с чем. Да, фильмы про безумные культы в отдалённых деревнях существуют - но Астеру удаётся создать это парадоксальное ощущение погружения в иной мир, который одновременно вовсе не иной и находится у нас перед носом. Это фильм, посвящённый мелочам. Звуки, саундтрек, освещение, диалоги, актёрская игра, сценарий, операторская работа, декорации, грим, костюмы - всё это вместе создаёт одно устрашающее целое. Этот фильм кидает вызов зрителю, дарит ему уникальные эмоции, шокирует - он может кого-то разозлить, а кого-то обрадовать. Во всех смыслах красивый фильм, красивый
"...плохой, злой"
Маленького контраста не помешает. Да - я понимаю, как выглядит этот фильм на первый взгляд. Как дешёвый, ничем не примечательный, пытающийся выехать только за счет своей темы байопик - но первый взгляд никогда не был так обманчив. Дав этому фильму шанс, вы увидите очень напряжённую, неоднозначную историю, которая заставит вас задаться вопросами о человеческой натуре, о хорошем и плохом - и это не просто словечки, это реально происходит. Кино пролетает на одном дыхании из-за своего подхода к рассказу истории. Фильм по сути является одним большим экспериментом - доказательством того, что внешняя оболочка человека может быть полной противоположностью того, что у него творится внутри и то что та завлекает нас, как не печально, больше всего. Фильм раскрывает две стороны медали особенным образом - это нужно ощутить.
И то, как нужно рассказывать о поп звёздах.
"Рокетмен"
Внезапно оказалось, что история не ограничивается википедией, что использование музыки не ограничивается концертами, что это кино и нужно пользоваться его преимуществами. "Рокетмен" действительно ощущается живым, настоящим в отличии от некоторых других кандидатов из-за того, что он всё это прекрасно понимает. Да, на первом плане вся та же история становления великого артиста - но в том, как она рассказывается столько креатива, что просто становится приятно на душе. Если у главного героя случаются проблемы, фильм не скажет просто - "у него проблемы" - он найдёт самый яркий и необычный способ, чтобы донести это и донести так, чтобы мы, зрители, это прочувствовали. "Ракета" показывает, чем так прекрасно кино - тем что оно не ограничивается текстом, тем что оно свободнее реальности, она показывает, что нужно это ценить и этим пользоваться. И наслаждаться жизнью в конце концов, прям как
"Пляжный бездельник"
Кто бы мог подумать, что фильм "Пляжный бездельник" с главным героем, Пляжным бездельником, будет одним из главных мотивационных фильмов года. Я не хочу долго распинаться об этом фильме, и не только потому что это всего лишь 5 фильм, а я уже устал печатать, а потому что ни одно слово не сможет описать то приятное ощущение, которое остаётся с тобой на всё время до и после просмотра. Ощущение тепла, доброты - этот фильм, не давя на тебя, призывает тебя творить, жить и не тратить своё время на какие-то незначительные глупости. Это очаровательное в своей простоте кино, оно как будто всё время витает где-то там, подальше, оно не находится в одном измерении с другими фильмами, оно делает тебе
приятно. Каждый фильм Вайтити делает тебе приятно. И
"Кролик Джоджо"
не исключение. Мне нравится каждый фильм этого дяди и пусть я не могу толком сформулировать почему, но каждый его фильм ощущается как какая-то тёплая подушка. Пожалуй он просто умеет передавать энергию, которая исходит от дружбы, любви и веселья. "Кроль" передает огромную дозу всего из этого. Этот фильм на базовом уровне невероятно простой, но в который раз всё меняет подход. Непередаваемая химия между персонажами, отличный юмор и отличная драма - в конце концов, мы даже рассматриваем события второй мировой войны с очень интересной перспективы. Вайтити одновременно умудряется вставить в фильм милого толстого мальчика и показать последствия агрессивной пропаганды. "Джоджо" пропитан детской наивностью и не отпустит вас домой, пока вы не всплакнёте.
В то время, как Баумбах не отпустит вас домой, пока вы не будете буквально пить свои слёзы.
"Брачная история"
Это кино, тоже является гимном магии кино. Только в совершенно ином смысле. В "Брачной истории" нет ни капли фальши. Это честное и натуральное кино от начала и до конца. Всё в нем работает, как свеженькие часы. Оно очень реалистичное, да, ты не наблюдаешь за Драйвером и Йоханссон, играющими свои роли - ты наблюдаешь за парой, которая переживает невероятно болезненный развод. Но это не холодный, безжалостный реализм. Фильм не забывает и про чудеса. Баумбах ловит взгляды персонажей, которые они быстро кидают друг другу, их улыбки - этот фильм говорит о том, что некоторым людям лучше всего пойти разными путями, но при этом не отрицает существование добра и любви. Одна сцена разорвёт вам сердце, другая соберёт его заново. Наверное самое эмоциональное кино года с одними из самых лучших перформансов года. Не обвиняющее определённые стороны, а показывающее что любовь выходит за рамки бумаг и документов.
Любовь не обязательно с человеком. С домом тоже возможно.
"Последний чёрный в Сан-Франциско"
Красивый, поэтичный, раскрывающий тему желаний человека, изучающий факторы, от которых те зависят, изучающий привязанность человека к вещам, к людям, изучающий дружбу, семью. Он просит нас ценить друг друга, обращать внимание на друг друга. Ну и есть в нем что-то творческое, этот фильм похож на какой-то красивый вечерний закат, который вдохновляет тебя на что-то великое. Вдохновляет тебя, направить в правильное русло своё
"Образование"
потому что то отчасти делает тебя глубоким человеком. Ещё одна, безумно милая картина о дружбе, взрослении. В каком-то смысле это очередные "Суперперцы", но подходит к теме иначе. Пожалуй, основное достоинство этого фильма это демонстрация жизни подростков, которая не скатывается к каким-то клише и стереотипам, фильм показывает подростков как людей. В каком-то смысле "Образование" изучает вопрос более тонким образом. Оно говорит не обязательно о свежих, новых темах, но подходит к ним с таким трепетом, что одно удовольствие наблюдать за происходящим. Очень мощный позитивный отклик принимается после просмотра. Перед нами ещё одно доказательство того, что задумка фильма на бумаге и сам фильм это две разные вещи.
Прикиньте, снять фильм в 2019 году про то, как брутальный мужик мстит за часть семьи и при этом проделать хорошую работу.
"Снегоуборщик"
Да, странный выбор, но пройти мимо этого фильма я не мог. Учитывая его, невероятно, до тошноты простой синопсис, казалось что такой же нас ожидает и фильм - но нет. Он делает считай всё, что ещё не делали с подобными фильмами. Представьте, что в начале условный охотник убил условного оленя, а в конце этот же охотник воюет на Марсе с акулами-змеями, стреляющими огурцами из бластеров. Примерно это происходит в "Снегоуборщике". Он заходит куда дальше своей завязки. То что отталкивает от просмотра по сути и является только завязкой, в остальном фильм бросается в свободное плавание. Позвольте ему удивить вас и он отвезёт вас
"К звёздам"
Возможно кому-то будет мешать закадровый монотонный голос Питта, возможно кто-то увидит в этом простую пустышку - для меня же этот фильм был как своеобразный сеанс медитации. Медленный, неспешный, возможно где-то твердолобый, он провёл меня в сознание главного героя и позволил увидеть мир его глазами. Меня он зацепил, меня зацепила его история и я захотел проследить за его путешествием. Вместе с этим мне удалось в него погрузиться. Вся "Ад астра" это главный герой. Каждая частица фильма олицетворяет персонажа Питта, это один большой фильм-персонаж. Данная особенность и делает "К звёздам" для меня особенным фильмом. Это не эпичное космическое приключение, это достаточно маленькая, личная история, брошенная в огромное, бесконечное пространство. Вот почему я неё и влюбился.
В Питта вот тоже. Он
"Однажды в Голливуде"
тусил с неким Риком Далтоном и мне было безумно весело за этим наблюдать. А всё потому что любовь Тарантино к кино ещё никогда не ощущалась так сильно. Он превосходит сам себя и умудряется выпустить целый трехчасовой фильм без цельного сюжета, который будет держаться на наборе действий. Квентин просто показывает нам отрезок жизни. Но жизнь, срежисированная Твентином Карантино это весёлое, зрелищное шоу, энергии которого можно лишь позавидовать. Ну и в очередной раз Тарантино доказывает, что он знает, как заканчивать свои фильмы. Спойлер - он очень хорошо знает это.
Прям как Мартин Скорсезе знает, как снимать гангстерское кино. Но
"Ирландец"
больше чем просто гангстерское кино. Мне кажется, что это самый личный фильм Скорсезе. Своеобразная кульминация важной части его карьеры. Кино о скоротечности жизни, о том, что все мы, какую бы жизнь мы не прожили, какими бы разными мы не были - все мы заканчиваем свой путь одинаково. Этот фильм напоминает нам, что у каждого пути есть свой конец и мы можем и не заметить, как он придёт. Конечно, из-за трагического веса этих мыслей, настроение после просмотра становится достаточно депрессивным, но потом оно перерастает в нечто большое. Ты начинаешь больше ценить текущий момент, ценить классические фильмы Скорсезе в конце концов - да и сам путь к этим мыслям стоит того. Этот фильм мрачный, тягучий, холодный, более зрелый - но он затягивает тебя с первых секунд. Затягивает настолько, что 20-минутная сцена с минимумом диалогов вызовет у вас целый пак мурашек. Не меньше, чем масштабная финальная схватка в фильме
"Мстители: Финал"
🤡🤡🤡
Да, да, да. Да, мультик, позор, разочарование. Я прекрасно понимаю каждую точку зрения, но при этом не могу отбросить свои эмоции. Несмотря на бесчисленные косяки, "Мстители" сработали для меня полностью. Пусть многие моменты были предсказуемы, подача вновь решает всё. Это огромный, массивный фильм, который, естественно, не идеален, да он и не мог таковым быть. В целом, смотря на историю, мне всё равно становится как-то приятно на душе. Всё что в ней имеется подводит итог для шестёрки Мстюнов - в фильме происходит куча всего, но в центре всегда эта тема. Даже вторая половина, которая посвящена фансервису, использует этот самый фансервис для подведения итогов ветеранов франшизы. Об этом аттракционе долго можно спорить, да и никто даже не пытается его сравнить с остальными ребятами в этом списке - но в рамках МСЮ, в качестве кульминации этой вселенной, фильм срабатывает как надо. Да и в любом случае, как бы вы не относились к "Мстителям", у вас есть альтернатива.
"Джокер"
называется. Отличный фильм. Помните, я давным давно, в начале, говорил про риски, сюрпризы и прорывы. Это его и касается. В остальном этот фильм остаётся лишь хвалить, хвалить и хвалить, но его нахвалили уже так и сильно, что даже словарного запаса не хватает, ровно как и на то, чтобы сказать, какие
"Паразиты"
Великолепные. Можно лишь сказать пожалуй, что просмотр этого фильма сравним с известной вами игрой, о чьём названии я сейчас слегка не осведомлён, но во время её ты вставляешь нож между пальцами и с каждым разом ускоряешь темп.
Так можно и руку свою потерять, в результате чего та смело заявит:
"Я потеряла своё тело"
Мой мультфильм года. Вновь проект, который открывает новые границы. Абсолютно безумная, нестандартная история, во всю использующая все прелести анимации. Это аудио-визуальный шедевр, который каждым будем восприниматься иначе. Он очень осторожно и детально изучает тему потери, боли, самопознания, взросления. "Потерявший тело" уважает свою аудиторию, не злоупотребляет объяснениями - он передаёт сложные эмоции, воспоминания, внутренний мир человек через великолепную музыку, прекрасную анимацию. Он выстраивает какой-то очень хрупкий и красивый мирок, который одновременно пугает и поражает. Ещё один уникальный опыт, ещё одна вещь, которую лучше всего увидеть.
И, конечно же, вы должны увидеть лучший фильм года.
"Маяк"
Для меня "Лайтхаус" наверное стал олицетворением искусства. Такое могли создать лишь люди, которые в восторге от того что они делают, которые восхищаются кинематографом и всеми силами пытаются это показать. Одновременно мы видим на экране нечто древнее и совершенно новое - и мы должны гордиться тем, что это кино вышло в наше время. Абсолютно безумное, невероятно смешное и невероятно жуткое - от одного концепта я уже прихожу в восторг. Такая простая и такая гениальная идея. Эггерс невероятно играется с безумием, мистикой, смывает грань между реальностью и выдумкой, доводит всё до того, что историю можно воспринимать вообще как угодно и каждый вариант меняет всё происходящее от и до. То как играют Паттинсон и Дефо, то как они говорят, то как были написаны их диалоги - на всех уровнях здесь проявляется внимание к мелочам. Это коктейль из жанров, последствие химической реакции, в результате которой был создан совершенно новый жанр. "Маяк" ни на что не похож и ни что не похоже на "Маяк".
Отдельно хочу упомянуть документальный фильм "С любовью, Антоша". Его местами больно смотреть, но после просмотра вы не останетесь прежними. Вы измените свои взгляды и вероятно даже захотите каких-то глобальных изменений в вашей жизни. Прекрасная дань уважения прекрасному человеку, который несмотря на свой возраст был невероятно мудрым и вдохновлял, вдохновляет всех, кто хоть как-то ознакомится с его личностью.
Фух.
С новым годом вас! Хорошего вам десятилетия с отличнейшим кино.